Ты сказала, что я тебя убил, так преследуй же меня!
Убитые, я верю, преследуют убийц.
Я знаю, призраки бродят порой по земле!
Будь со мной всегда… прими какой угодно образ…
Сведи меня с ума, только не оставляй меня
в этой бездне, где я не могу тебя найти!
Почему-то после этой книги вспомнились слова: "Благими намерениями вымощена дорога в ад". Действительно, вся история начинается с одного доброго поступка, приведшего к ужасным последствиям. Повествование ведётся через двух посредников: первый из них - приезжий гость, выступающий в роли слушателя, заинтересовавшийся одним несклонным к общению семейством, второй - женщина-служанка, рассказывающая нам саму печальную историю о страсти, ненависти и мести.
Хочу отметить, что в произведении нет положительных героев, но вместе с тем что-то удерживает внимание на этом романе, заставляя переживать события вместе с персонажами. Возможно, именно за счёт подобной полноты характеров они практически оживают, сходят с листов в своём кое-где подлом безобразии, неистовстве, грешности и временами глупости. Я бы сказала, что почти в каждом из героев сидит своеобразный бесёнок, способный при благоприятных обстоятельствах выскочить наружу. Многие из этих персонажей поначалу вызывают сочувствие, как к примеру Хитклиф, зато затем некоторые из них добиваются едва ли не чувства омерзения к своей особе. Хотя стоит признать, что кое-кто таит в себе и благородные порывы. Одни из представленных нам персон, как мне кажется, просто наделены своими пороками от природы, как Кэтрин старшая в своём себялюбии и особом непонимании нанесённых ею обид; другие взращены неблагоприятной системой и окружением, хотя, возможно, и до этого имели задатки к подобному развитию, как Хитклиф. Однако ни одного из героев не назовёшь только лишь злобным исчадием ада или воплощением порока. И, как мне кажется, именно это делает книгу такой интригующей, интересной и мощной. Каждый персонаж вызывает столь противоречивые чувства к себе, так непохож на другого героя запутанной истории, что уже не знаешь, кому сочувствовать, а кого подвергать уничижению. Рассказ становится полнее оттого, что женщина, выступившая в роли повествовательницы, была служанкой в обоих домах при разных хозяевах и на всё смотрела как будто немного со стороны, хотя в её рассказе и есть собственная оценка происходящему.
Кое-где книга жестковата и становится для меня непонятной... (ну не могу я понять, как мужчина, питавший любовь к женщине, может мучить и казнить её дочь, пусть даже это можно пытаться объяснить больным состоянием его душевной привязанности и всепоглощающей страсти к объекту своего идолопоклонничества). Благодаря таланту автора мы окунаемся не просто в интересный сложный мир, но и в противоречивые образы, в борьбу, не сулящую никому победы. Честолюбие Кэтрин мне тоже непонятно, ибо, если её чувства к Хитклифу действительно столь велики, разве можно чуждаться этого человека из-за его положения и в какой-то степени необразованности, связывая свою жизнь с другим? А затем обвинять этих людей в том, что они неспособны стать искренними друзьями и перестать делить объект своего вожделения, который никогда не принадлежал в полной мере ни тому, ни другому?
Каюсь, что когда брала это произведение, ожидала отчасти прочесть что-нибудь схожее с Джейн Эйр, хоть я и отдавала себе отчёт, что авторами являются разные сёстры. Но тем больше было моё удивление, когда я столкнулась с чем-то столь отличающимся от моих ожиданий.
Сложно назвать эту книгу только лишь романом о любви, так как, я бы сказала, она обличает многие пороки в разных образах и проявлениях.
Каюсь, что когда брала это произведение, ожидала отчасти прочесть что-нибудь схожее с Джейн Эйр, хоть я и отдавала себе отчёт, что авторами являются разные сёстры. Но тем больше было моё удивление, когда я столкнулась с чем-то столь отличающимся от моих ожиданий.
Сложно назвать эту книгу только лишь романом о любви, так как, я бы сказала, она обличает многие пороки в разных образах и проявлениях.