Эдгар По для меня явно своеобразный автор. Что-то мне в нём определённо нравится, что-то, конечно, нет (хотя в последнем мне придётся ещё разобраться, чтобы сформулировать то, чего мне недостаёт). Возможно, я просто мало читала его работы, но поначалу всё из прочитанного скорее отбивало моё желание продвигаться дальше, чем способствовало ему. Приключенческое произведение Эдгара По "Золотой жук" показалось мне очень любопытным, увлекло за собой, заставило даже поломать голову и включиться в игру "за сокровищами". Но новелла "Свидание" оказалась для меня вовсе пустой, безстержневой, если можно так сказать. В рассказе "Маска Красной смерти" и новелле "Морелла" явно присутствует налёт мистицизма и мрачности. Кое-где описание чувств выполнено достаточно красиво, но я не могу сказать, что это было способно тронуть меня до глубины души. Пожалуй, самыми яркими новеллами для меня стали вышеупомянутый "Золотой жук", "Вильям Вильсон", "Убийство на улице Морг" и "Преждевременное погребение". Последнее почему-то произвело самое сильное впечатление. Эдгар По удивительно в своих произведениях передаёт атмосферу, хотя эта атмосфера сама по себе далеко не всегда "хорошая", а скорее неоднозначна и в ней преобладают гнетущие краски гораздо чаще. Обычно его герои, как мне показалось, замкнуты в определённом закрытом пространстве на время произведения и это тоже как будто символизирует их личные страхи, в которых они также оказываются "пойманы". Вообще у него достаточно неплохо, на мой взгляд, развита символика, что заметно, к примеру, в произведении "Вильям Вильсон". Альтр-эго главного героя обладает тихим голосом и не может говорить громко, что наводит на мысли о "шепоте совести", едва слышном, но всё-таки слишком различимом. Видимо,я читаю несколько иную литературу, ибо давно уже забыла то чувство, когда во время прочтения появляется ощущение ужаса. А именно это происходило со мной в "Преждевременное погребение". С аналогичной темой в литературе я знакома лишь по произведению Жорж Санд "Консуэлло" и даже не знала, что случаи захоронения людей ещё в живом состоянии были достаточно частыми. Наверное, сама по себе тема настолько своеобразна и тяжела, что даже сама мысль о подобной ситуации бросает в дрожь. Опять-таки далее происходит подача страха главного героя, который настолько оказался одержим уже паранойей, что даже не понял, он уже может считать себя мёртвым, ибо из-за своих опасений не может узнать вкус жизни. А вот "Убийство на улице Морг" оставило несколько двухзначное впечатление. Любопытным показалось вступительное рассуждение к новелле. Заставляет задуматься, а уж согласиться с автором или поспорить каждый определит для себя сам. Само описание преступлении опять-таки меня даже покоробило. Впрочем, я в принципе не слишком люблю столь мрачные картины с подробным описанием физических увечий. Раскрытие преступления особого впечатления, как ни странно, не произвело.
Думаю, Эдгар По интересный, хоть и своеобразный автор на любителя. И, я думаю, к некоторым его произведениям надо подходить скорее с иррациональной точки зрения. Но определенно многие его творения оставляют возможность читателю ещё о многом подумать на их почве и насладиться послевкусием...
P.S. Может быть, я даже посмотрю как-нибудь "Три шага в бреду"