Моё отношение к этой книге крайне сложное. Во-первых, так сложилось, что читать мне её пришлось очень долго, а это обычно заставляет меня любить какое-либо произведение гораздо в меньшей степени, чем оно того заслуживает. К сожалению, читать долго пришлось не из-за объёма, а из-за вынужденного перерыва, поэтому мой отзыв может оказаться субъективнее, чем обычно. Думаю, мне ещё стоит много подумать об этом романе, пережевать его, пережить и осмыслить, потому что во время прочтения у меня возникали самые разные впечатления: в один момент я могла восхищаться слогом, мыслями, сюжетом, умением автора общаться с читателем, а в следующее мгновение возмущаться слишком обильным уклонением от темы, многословностью, отсутствием моего личного отклика на страдания персонажей. Во-вторых, для меня этот роман оказался лишён героя, но не потому что здесь их великое множество и практически никто не выходит на первый план, а лишь занимает своё место на "Ярмарке тщеславия" в этом огромном и пышном представлении; дело скорее в том, что ни один из персонажей не импонировал мне, не вызывал симпатии, которая могла бы удержать мой интерес возле чьей-то персоны. Но, как бы парадоксально это не прозвучало, в этом же, на мой взгляд, есть весомый плюс этого романа: это полное отсутствие деления на свет и тьму создаёт глубину, приближая произведение к жизни. Здесь нет однозначных персонажей. Они многогранны, они заставляют в каких-то эпизодах уважать их, проникаться, возможно, симпатией, а уже в следующий момент снова падают ниц со своих временных пьедесталов, если таковые тут существовали хотя бы в такой версии. В то же время мы проходим вместе с персонажами целый их жизненный путь, может быть, ничем особо непримечательный, если не считать того, что он достаточно полно раскрывает характер каждого.
В то же время хочется сказать, что утверждение, будто этот роман не имеет героя всё-таки можно отнести к неверным, ибо с тем же успехом можно сказать, что он имеет главную героиню просто в отрицательной красе и некоторых героев, возможно, претендующих на звание главных, но слишком блёклых, чтобы отвоевать пальму первенстве у этой своеобразной, но, видимо, яркой особы. Вообще-то, что в этом странного? Разве нет аналогов этому в мировой литературе? Допустим, всем хорошо известная Маргарет Митчелл также задумывала Скарлетт как отрицательного персонажа и это не мешало автору сделать её главной героиней, да ещё сколь для многих любимой главной героиней! Для меня самой даже загадка, почему "Унесённые ветром" в своё время были восприняты мною "на ура", а "Ярмарка тщеславия", столь изумительно написанная и поданная прошла как-то мимо, не запав в душу. Но в этом романе и не нужно любить какого-то персонажа. Это излишне подчёркивает и то, что сам автор отрёкся от признания какого-либо героя главным. Это произведение скорее показывает общество и пороки в целом и не в одной конкретной личности, потому что порок, к сожалению, такая чума, от которой нет инъекции, нет противоядий и, если он попадает в какую-то среду существования, в его власти в той или иной мере оказываются все. Я думаю, сложно поставить Эмилию с её добродетельной непорочностью в противоположность Бекки с её откровенным ловкачеством и лестью. Мне кажется, тут нужно смотреть глубже, а именно в корень того, что движет этой самой добродетелью и тогда, на мой взгляд, многие окажутся разочарованы этой "невинной чистотой". Собственно, неизвестно как каждый герой повёл бы себя, окажись он в ситуации, где его собрат отличился не лучшим образом. Автор умело лавирует между поощрением некоторых поступков и в то же время неизвестно, когда отношение к герою снова придётся изменить. Наверное, это и делает персонажей живыми. Сколько раз, уважая людей за какие-то конкретные поступки или даже за определённую модель поведения в жизни, мы невольно порицаем их за другие, лишь за редким случаем находя себе полный идеал для подражания (что, честно говоря, тоже греховно) из ходящих по этой земле. Многих героев хочется обвинить в том или ином преступлении по отношению к другим, НО, только подумайте, а те, другие как отвечают на это? Не они ли сами позволяют к себе такое отношение? Не они ли из-за своего самолюбия, тщеславия, трусости, умения пресмыкаться позволяют дурить свои головы проныре Бекки? Не они ли сами желают хранить верность созданному идеалу, обманываясь на его счёт, как в случае с Родоном и Эмилией? Нет, лукавые игроки и актёры на ярмарке тщеславия не пользовались бы таким огромным успехом, если бы на них не было спроса.
Ярмарка тщеславия - это целый красочный, хоть и порою очень неприятный мир.
Также Теккерей пользуется говорящими именами для своих героев. Вот, что я нашла: Шарп – sharp (острый), sharpes (жулик, мошенник), Кроули – crawl (пресмыкаться), Доббин – dobbin (кляча), Стайн – stein (камень), Седли – sadly (печально, грустно, достойно сожаления).
Очаровательно, неправда ли?
Ярмарка тщеславия - это целый красочный, хоть и порою очень неприятный мир.
Также Теккерей пользуется говорящими именами для своих героев. Вот, что я нашла: Шарп – sharp (острый), sharpes (жулик, мошенник), Кроули – crawl (пресмыкаться), Доббин – dobbin (кляча), Стайн – stein (камень), Седли – sadly (печально, грустно, достойно сожаления).
Очаровательно, неправда ли?