
Как уже много раз упоминалось в дневнике, о Моэме у меня сложилось смутное и не самое лучшее представление, поэтому от книги я ничего особого не ожидала. Моё первое знакомство с автором произошло с романа "Театр" и в тот момент, да и, возможно, поныне я не способна его оценить и не желаю к нему возвращаться. "Острие бритвы" было мне кем-то посоветовано, поэтому скорее из уважения к чьему-то (уже не помню к чьему) мнению, я взялась за чтение. Стиль написания в этот раз мне даже понравился, хотя я понимаю, что в переводной литературе о нём судить невозможно, слишком многое зависит от переводчика, но и сам роман мне показался интересным. Его "незавершенность", так откровенно признанная Моэмом вовсе не чувствуется, пусть как он сам сказал, его произведение не кончается ни свадьбой, ни похоронами, да и о дальнейшей судьбе героев не слишком-то известно, хотя каждый получит в итоге то, чего хотел. У меня, как у читателя, не было ощущение недоговорённости или недоделанности. По сути здесь мы видим и свадьбы, и похороны в процессе так сказать самой жизни. В книге бывали и интригующие моменты, хотя, если честно, я бы не назвала это произведение чем-то совершенно потрясающим, хотя оно любопытно и интересно. Конечно, больше всех, я думаю, читателя привлечёт Ларри,в котором нежный образ прописан автором и чьё неординарное поведение будет порою вызывать неудержимое любопытство, а искания, наверное, наведут и самого читателя на некоторые размышления. Впрочем, думаю, найдутся люди, коим его образ будет крайне неприятен. И всё же, как мне самой кажется, именно Ларри можно несколько выдвинуть из общего ряда персонажей и хоть как-то приблизить к некому первому плану. Любопытные диалоги о религии, хорошо подмеченные и колкие порою мысли от самого автора, так сказать, комментарии постороннего лица-наблюдателя к происходящему вместе с достойной проработкой взаимоотношений героев, их пороков и сильных сторон. Нет ни отрицательных, ни положительных героев. Каждый из них противоречив. Любопытен как подбор типажей, так и выбор, который каждому приходится принять. Это роман выбора и искания. Искания самого себя, познания мира, просто украшенная, как мне кажется, развлекательными моментами. Кто-то посетует на их обилие, кто-то напротив посчитает, что сам сюжет неинтересен, но это не отнимает и того важного, что содержится в данной книге. И это важное сложно заключить в словах, но к концу оно неопровержимо ощущается. Сложно выделить главных персонажей, сложно проследить сюжет, которого, кажется, особо и нет, а вот книга захватывает и читается на одном дыхании, и каждого героя видишь, чувствуешь. Много и карикатурных, как мне кажется, едва ли не едких ироничных моментов, но они достаточно изысканы и завуалированы. И всё произведение напоминает в чём-то занимательную беседу с автором, поэтому подобный роман, сотканный не из захватывающего сюжета, а именно из такой беседы, порою может быть интереснее лихо закрученного повествования, ибо в произведение Моэма, я думаю, каждый найдёт что-то для себя и вынесет нечто своё, о чём можно подумать уже оставшись наедине с самим собой, когда автор откланяется и покинет вас, задёрнув занавес импровизированной сцены.